a_marko: (Default)
[personal profile] a_marko
Originally posted by [livejournal.com profile] a_marko at Об участии мирян в избрании епископов
Фрагмент из книги М.Э. Поснова "История Христианской Церкви":

"В порядке возведения в епископский сан в то время вообще можно различать три момента: а) избрание (с активным участием клира и народа), б) постановление (καταστασις), то есть утверждение избранного кандидата «согласием», «судом» и «решением» епископов, высказывавшихся лично на Соборе или чрез грамоты и в) хиротония (χειροτονια, χειροτονειν). В древней Церкви твердо установилась практика избpaния епископов посpeдством ψηφος και δοκιμασια. Ωηφω — значит камешек, шарик, в дальнейшем баллотировка, подача голосов.
<...>
По-видимому, в самое древнее время выборы епископов происходили спокойно. Император Александр Север (222-235 г.) рекомендует язычникам при выборах поступать так же осмотрительно, как христиане при выборах епископа. Но с IV-го века дело меняется. Участие мирян становится очень энергичным и страстным. В последующие века может быть это обстоятельство дает некоторый повод ограничить участие мирян присутствием на выборах лишь высшей администрации или даже указанием только императора. В слове Иоанна Златоуста описано, как иногда приезжавшие на выборы епископы соседних епархий заставали целую бурю. Бывали случаи, когда, вследствие несогласия, епископы брали в свои руки решение дела.

В виду прокравшихся с IV-го века злоупотреблений в дело избрания епископов, возникает целый ряд церковно-законодательных актов, которыми упорядочивается это дело и строго устанавливается соборный порядок, каким должны быть избираемы епископы. Одни из канонов по данному предмету касаются так сказать епископской стороны Собора, другие — мирской. К первым относятся, например, каноны 1-го Вселенского Собора — 4-ый и 6-ой, Антиохийского — каноны 16-ый, 19-ый и 23-й. Смысл этих канонов тот, что в Соборе, поставляющем епископа, должны принимать участие, по возможности, все епископы области и обязательно митрополиты.

Так как эти правила говорят только об епископах, то они часто подают повод к недоразумению: эти правила понимают иногда в смысле узаконения, требования, чтобы выборы епископов производились лишь одними епископами. Насколько такое понимание неосновательно, видно хотя бы из того, что тот же Никейский Собор, который 4-ым каноном определяет: «епископа поставлять наиболее прилично всем той области епископам», — в послании к Египетским Церквам пишет, что законным иерархом может быть признан только тот, «кого и народ изберет» (Socrat. Histor. eccles. I, 6); а историк Никейского Собора, Геласий Кизический, сообщает, что открывшиеся, после низложения на Соборе арианских епископов, кафедры замещались согласно «решению того же Собора, и клира и мирян каждой епархии» (Gelasii — Historia concil. Nic. II. c. 23). Очевидно, и участники, и современники Никейского Собора были того же убеждения, что народное избрание не только не отменено соборными канонами, а напротив, является необходимым моментом законного возведения во епископский сан. А Антиохийские каноны прямо упоминают о народном избрании. 16-ое правило, говоря, что епископ, захвативший епархию, без соизволения Собора, «отвергается», замечает: «…хотя бы его избрал весь народ». В самой Антиохии, во время близкое к Собору, епископы, по свидетельству историков, избирались всенародно.
<...>
Лаодикийский Собор постановляет: «да не будет позволено сборищу народа (τοις οχλοις) избирать имеющих произвестися во священство» (13-ое правило). «Οχλος» — случайное, неорганизованное собрание, толпа, сборище, чернь. Миряне, избирающие епископа, должны представлять из себя не случайных людей, не толпу, или сборище, а организованное церковное собрание (εκκλησιαν) местной парикии. По Феодориту (ibidem) «христолюбивый народ», или, как выражается святой Киприан, «верные (stantes, а не lapsi) миряне», т. е. для участия в избрании епископа требовался как бы некоторый моральный ценз.

Так как с IV-го века арианствующие и вообще еретичествующие императоры желали проводить на кафедры единомышленных им лиц, то Церковь тогда со всею ясностью формулировала свой принцип, что народное собрание по делам церковным не может быть заменено участием начальства. Редактированное вероятно около этого времени апостольское 30-ое правило гласило: «Аще который епископ, мирских начальников употребив, чрез них получит епископскую во Церкви власть: да будет извержен и отлучен». К сожалению, в последующее время императоры законодательным путем лишили христианский народ издревле принадлежавшего ему права. Юстиниановские новеллы — 123 и 137 право участия народа передают только знатнейшим, а потом — императору."


Как видно из отрывка, избрание епископов с участием мирян было общепринятой практикой древней церкви, закрепленной постановлениями I Вселенского собора. Однако, это участие не отменяло значения церковной иерархии и не было "народовластием" в собственном смысле: для избрания епископа требовался консенсунс народа и собора клириков. Вместе с тем, по-видимому, роль мирян не была строго регламентирована: их влияние было возможно лишь в сравнительно небольших общинах и при отсутсвии сильного политического давления. По мере увеличения христианских общин и возрастания роли церкви в политической жизни миряне были отстранены от церковного управления, что повлекло и изменения в практике избрания архиереев. Однако, эти последующие нововведения имеют меньшее значение по сравнению с постановлениями Вселенского собора.

(no subject)

Date: 2012-06-04 03:55 pm (UTC)
From: [identity profile] sergeylarin.livejournal.com
...Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров (Титу 1,5)

(no subject)

Date: 2012-06-05 12:04 pm (UTC)
From: [identity profile] a-marko.livejournal.com
"В порядке возведения в епископский сан в то время вообще можно различать три момента: а) избрание (с активным участием клира и народа), б) постановление (καταστασις), то есть утверждение избранного кандидата «согласием», «судом» и «решением» епископов, высказывавшихся лично на Соборе или чрез грамоты и в) хиротония (χειροτονια, χειροτονειν). В древней Церкви твердо установилась практика избpaния епископов посpeдством ψηφος και δοκιμασια"

(no subject)

Date: 2012-06-05 05:04 pm (UTC)
From: [identity profile] sergeylarin.livejournal.com
но постановление (καταστασις) в Древней Церкви УЖЕ было!

(no subject)

Date: 2012-06-05 05:18 pm (UTC)
From: [identity profile] a-marko.livejournal.com
Из текста вполне очевидно, что избрание, постановление и хиротония - не альтернативы, а последовательные ступени вступления в клир. Смысл Ваших комментариев не понятен.

(no subject)

Date: 2012-06-05 05:23 pm (UTC)
From: [identity profile] sergeylarin.livejournal.com
хотелось бы понять первоисточники Поснова.Откуда такие выводы? Что Гарнака он читал и так видно.

(no subject)

Date: 2012-06-05 05:35 pm (UTC)
From: [identity profile] a-marko.livejournal.com
См. список литературы в книге по ссылке.

(no subject)

Date: 2012-06-05 06:41 pm (UTC)
From: [identity profile] sergeylarin.livejournal.com
Не нашел по ссылке.
Как же узкобоко он понимает события Халкидона и 1054г. прямо стыдно за него.Бармин и тот более гибок.

(no subject)

Date: 2012-06-05 06:51 pm (UTC)
From: [identity profile] a-marko.livejournal.com
события Халкидона и 1054г.
Это не имеет отношения к обсуждаемой теме. Ваши комментарии абсолютно бессодержательны. В следующий раз придется Вас забанить.

(no subject)

Date: 2012-06-05 07:05 pm (UTC)
From: [identity profile] sergeylarin.livejournal.com
да почему бессодержательны?
я говорю Вам что по ссылке не нашел тех самых источников, на которые Вы указывали.
А банить или не банить это сугубо Ваше дело.
Во всяком случае я ничего враждебного Вам не говорил - моя совесть в этом плане чиста.

(no subject)

Date: 2012-06-06 08:13 am (UTC)
From: [identity profile] a-marko.livejournal.com
Подсказка: ссылки даются в тексте в скобках.

(no subject)

Date: 2012-06-06 08:10 pm (UTC)
From: [identity profile] sergeylarin.livejournal.com
и что, хотите сказать, я не прав? Миллер, Ренан и т.д. А некоторые источники Поснов прямо называет католическими и протестантскими.Из католического пленения богословия вроде выравались и тут же попали в "протестантское пленение" отечественной библеистики! Монашество "конечно же" в 4веке образовалось.. грустно..

(no subject)

Date: 2012-06-07 11:21 am (UTC)
From: [identity profile] a-marko.livejournal.com
Разумеется, Вы не правы, поскольку в обсуждаемом отрывке ссылки идут на первоисточники соответствующих эпох, а не западных историков. Остальное не по теме, т.е. флуд. Если желаете это обсуждать - пишите в другом месте, а этот разговор мне наскучил.

July 2012

S M T W T F S
12 3 45 6 7
8 9 10 11 121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags